Женский журнал

красота,
здоровье,
уход за собой,
воспитание детей




 

Русские народны сказки

Гаврилов Ваня

Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Народные сказки делятся на три группы:

- волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

- сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

- бытовые сказки - герои этих сказок -  крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

Композиция сказки:

1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

2. Основная часть.

3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Герои сказок:

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Герои волшебных сказок

Любимый герой русских сказок - Иван-царевич, Иван-дурак, Иван - крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам - красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.

Воплощением зла в  русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.

Наши предки сочинили много сказок, где главными героями были животные, которые умели говорить и жили совсем «по-человечески». Такие сказочные сказания подтверждают мысль о том, в старину человек признавал и ощущал связь с животным миром, а самих зверей считал своими предками. В древнерусских сказках мы находим персонифицированные понятия о добре и зле, о вечных ценностях, встречаем трогательные женские образы, понимаем, как наши предки видели мир и людей вокруг себя.

Иван-Царевич

Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века.

Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях:

положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.

отрицательный персонаж, который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда - убит.
Обычно Иван-царевич (как и Иван-дурак) является младшим из трех сыновей царя.

Иван-дурак

Герой многих русских народных сказок, отличавшийся сумасбродным характером. Он жил не разумом, а сердцем, поэтому его поступки казались порой нелогичными. Однако, не смотря на преграды и проблемы, которые он встречал на пути к своей цели, успех ему был гарантирован. Отчасти Иван-Дурак напоминает юродивых, которые почитались православными.

Снегурочка

стала образом чистоты, девичьей нежности и ранимости. Эта героиня сказок русского народа стала образом чистых духовных устремлений, самим духом или светлой душой. Воспринимать Снегурочку можно как и образ языческой богини Леды. Сама сказка о Снегурочке – иллюстрация представлений наших предков о том, что именно человек несет в себе потенциал творчества, любви и продолжения рода, а холодное не может созидать и рано или поздно исчезнет.

Бес (от «беда»)

Так на Руси называли злобных богов, которые населяли «опасные» и нечистые места: болота, дремучие чащобы, заброшенные дома. Бес мог стать невидимкой, обернуться животным или даже человеком и только хвост, который ему некуда деть, открывал подлог.

Жар-Птица

выполняла в сказке роль берегини. Эта золотистого цвета птица символизировала солнце и творила добро, помогала людям и приносила им счастье и удачу.

Волк

Популярный персонаж русских народных сказок, волк, считался символом ума, хитрости и мужества.
Часто встречается в русских народных сказка также и конь. Это животное являлось для наших предков незаменимым помощником в любых делах: и в хозяйстве, и в дороге, и на войне. Языческие боги представлялись не иначе как верхом на коне. Такие известные герои как Сивка-Бурка, Конек-Горбунок вступали в сказочном повествовании как помощники главному герою, проводники «на тот свет».

Домовой

За порядком в доме присматривал домовой. При чем его поведение зависело от отношения к семье, населявшей жилище. Если домовому нравились жители дома, то он помогал им вести хозяйство, а вот плохих и недобрых людей, пугал.

Мороз

Зимней стужей повелевал Мороз. Наши предки представляли Мороза как старика небольшого роста, с белой длинной бородой. Где бы ни прошел Мороз, везде наступит стужа, реки покроются льдом, а в лесах затрещит стужа. Кстати, и традиционный Снеговик для наших предков был ничем иным, как символом уважительного отношения к Морозу.

Сокол

Еще один важный персонаж древнерусских сказок. Люди в старину с большим уважением относились к этой птице, а молодых парней называли «ясный сокол» в знак их силы, энергии, мужественности.

Русалка

В сказочных сюжетах она чаще всего оказывается женой Водяного. Однако древние славяне так же называли утопленниц. Вообще, в фольклоре слово «русалка» используется для обозначения человекоподобных существ, ведущих водный или полуводный образ жизни. В сказках упоминается множество разновидностей русалок: купалка, водяница или водяная, шутовка, чертовка, хитка, лешачиха, лобаста, мавка, мара.

Воды рек, озер, прудов населяли русалки, в которых, по преданию обращались души утопленников. При этом в первые несколько лет, такая душа могла стать обратно человеком, если только кто-нибудь передаст ей крест. Традиционно праздником русалок считался Троицин день, когда эти мифические существа выходили из воды на землю, чтобы поиграть и порезвиться.

Змей Горыныч

Змей Горыныч в русских народных сказках либо похищает, либо «подвозит». По аналогии с драконом из скандинавского фольклора, Горыныч живет в пещерах, то есть в горах. По мнению Н.П. Рябошлык, автора Словаря славянской мифологии, прозвище Змея Горыныча имеет прямое отношение к месту жительства персонажа.

Баба Яга Костяная Нога

Ступа да помело, крючковатый нос, скверный характер. Ничего хорошего от этого мертвеца ожидать не приходится. Да-да, у древних славян Баба Яга — это умерший предок. Борис Рыбаков в работе «Славянская мифология» пишет, что в древности умерших хоронили в домовинах — деревянных домиках, поставленных на высокие пни. Если у тебя хорошее воображение, ты тоже представил избушку на курьих ножках. Отверстие домовины смотрело в сторону леса, то есть в противоположную от поселения. Древние славяне хоронили ногами к выходу, поэтому, в домовине видны были только ноги. Отсюда и пошло: Баба Яга Костяная Нога.

Теперь разберемся с «курьими ножками». В Словаре славянской мифологии написано, что это название пошло от слова «курные», то есть окуренные дымом столбы, на которые ставили домовину, «избу смерти». Такой обряд погребения существовал у древних славян до IX века. То есть про возраст у Бабы Яги лучше не спрашивать.

Есть еще несколько версий о жизни этой злобной старушки. «Ягая баба». Именно так называет ее Михаил Чулков в книге «АБеВеГА русских суеверий». Автор пишет: «Под этим именем почитали славяне адскую богиню, изображая ее страшилищем, сидящим в железной ступе и имеющим в руках железный пест (инструмент для растирки чего-либо в ступе). Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, коих ей присвоили, и услаждается при том и сама проливанием крови».

Существует еще одна версия, согласно которой Бабой Ягой русы называли жрицу, руководившую обрядом кремации мертвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых потом отправляли в огонь.

Так или иначе, прообраз Бабы Яги полностью оправдывает несносный характер сказочной злодейки.

Кикимора

Считается, что кикиморами становятся младенцы, умершие некрещеными Елена Левкиевская («В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов») предлагает разделить слово «кикимора» на две части. «Кики» восходит к древнему корню кик-, кык-, кук-, который обозначает нечто горбатое, согнутое, скрюченное. Так, например, в некоторых местах России, Кука — это леший, живущий в бане. Вторая часть слова, «мора», восходит к общеславянскому корню «моръ» — «смерть». Итак, кикимора горбата и каким-то образом связана со смертью. Причем с «неправильной». Она заводится в домах, построенных на «плохом» месте или там, где зарыт самоубийца.

Возможно, кикимора — это проявление злого духа Мары, то есть Кики-Мара. Так называли ночного демона, насылавшего страшные сны: кош-мары. Слово прижилось не только в России, но и в Европе. «Mare» с английского переводится как «кошмар». Кстати, теперь ты знаешь скрытый смысл псевдонима известной певицы.

КощейБессмертный

В XII веке так называли рабов или пленников (помнишь, как Марья Моревна приковала Кощея цепями в подвале?). В тюркском языке слово «košči» означает «невольник». Оно образовалось от «koš» — «лагерь», «стоянка». В древнерусском языке «кошь» — «стан», «обоз», а кошевой — начальник, хранитель казны. Отсюда и истории о несметном богатстве Кощея Бессмертного. В Словаре славянской мифологии написано, что слово «кощь» или «кошть» употреблялось в значении «сухой, тощий, худой телом». Иногда ученые вспоминают о родственном славянском «кость», и производным «костить», то есть «бранить». Юрий Степанов («Константы. Словарь русской культуры») связывает сказочное имя Кощея со словом «kostь-s.jь» — «костосей», то есть «тот, кто сеет кости», посредник между миром живых и мертвых.

Сказки о животных

Сказками о животных (животным эпосом) называются такие, в которых действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Эти сказки должны были возникнуть в ту эпоху, когда основные занятия заставляли человека часто сталкиваться со зверями, т.е. в эпоху звероловства и скотоводства. В эту эпоху борьба со зверями была очень опасна, вследствии плохого вооружения человека; человек казался самому себе слабым сревнительно с целым рядом хищных зверей; наоборот, многие звери должны были представляться ему необыкновенно могучими. Под влиянием анимистического мировоззрения человек приписывал зверям человеческие свойства даже в преувеличенных размерах: крик зверя или птицы был человеку непонятен, но человеческая речь зверям и птицам понятна; зверь и птица знают больше, чем человек, и понимают стремления человека. В эту эпоху возникло убеждение в возможности превращения в зверя и обратно. Рост человеческого могущества должен был постепенно ослаблять эти взгляды и убеждения, и это должно было отразиться на содержании сказок о животных.


     Главными действующими лицами русских сказок являются лиса (в индийских сказках вместо лисы - шакал), волк, медведь, заяц, коза и козел, бык, лошадь, собака, ворон, петух. Наиболее часто героями сказок о животных являются лиса и волк. Объясняется это тем, что, во-первых, с ними человеку чаще всего приходилось сталкиваться в хозяйственной деятельности; во-вторых, эти звери по величине и силе занимают в животном царстве середину; наконец, в третьих, благодаря предыдущим двум причинам, с ними человек имел возможность очень близко познакомиться.


     Лиса послужила предметом обширного эпоса в Западной Европе: Во Франции этот эпос называется Roman de Renart, а в Германии - Reinhart Fuchs. И в западно-европейском животном эпосе, и в наших сказках, лиса одинаково представляется зверем пронырливым, коварным, хитрым, своей хитростью берущим перевес над другими зверями, более сильными, чем она - над волком и медведем. В наших сказках лиса носит ряд прозвищ: кума-лиса, лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна, Лизавета Ивановна и т.д.


     Волк выступает уже с иными чертами: он зол, жаден, прожорлив, но глуп и недогадлив; лиса часто подшучивает над ним и проводит его, но волк всякий раз снова дается ей в обман.
     И волк и лиса выступают в сказках с резко определенными чертами. Гораздо менее определенным образом является медведь: отличительная черта его - недогадливость.

 

Бытовые сказки

 

  Бытовыми сказками называются такие, в которых отражаются черты народного быта. Они делятся на два разряда: к первому принадлежат сказки, в которых есть следы мифических или вообще древних воззрений; ко второму относятся сказки, в которых есть следы христианских воззрений и которые по своему происхождению относятся к более поздней эпохе. Бытовые сказки включают в себя следующие темы: брак близких родных, падчерица и мачеха, младший брат и старшие братья, о правде и кривде, и т.д.

 

Добавить в закладки?


  • Информация
  • Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.